Кадр из к/ф "Годзилла" (1954)
№ 1. Легенда
Фильм японского режиссёра Исиро Хонда – первый в ряду
(бес)славной плеяды кинолент о динозаврообразном монстре, положивший начало
«годзилломании».
№ 2. Идея
Для японского кине- и аниматографа ядерная война – тема
постоянная и болезненная. Понятно, что в 50-х, когда ещё кровоточили раны после
трагедии Хиросимы и Нагасаки, фильм должен был вызвать у зрителя особенно
эмоциональный отклик. Тем более что замысел основывался на реальных событиях - японские
рыбаки судна «Lucky Dragon 5» получили серьёзное облучение, оказавшись в зоне американских ядерных
испытаний.
О чём же фильм? О мире, о любви и самопожертвовании, об
ответственности ученых перед человечеством. В последующих своих творениях Хонда
неоднократно варьировал, вплоть до полной избитости и абсурда, образы
радиоактивных чудовищ, но в «Годзилле» экологические и пацифистские мотивы
звучат естественно, свежо и, вопреки фантастичности происходящего, убедительно.
№ 3. Драматизм
Несмотря на немного наивную и надрывную манеру игры актеров
того времени, драматизм ощущается в полной мере. И подчеркивается гнетущей,
металлически скрежещущей музыкой.
№ 4. Спецэффекты
Да-да, любителям истории кино будет любопытно взглянуть на
уровень технологий 50-х, как археологу, заботливо откапывающему глиняные
черепки. Хотя современный зритель настолько избалован 3D-графикой, что похожая на перчаточную
куклу голова монстра над холмом или игрушечные машинки и самолеты смотрятся
порой забавно. Вкупе с серьёзным сюжетом.
№ 5. Годзилла
Оставим в стороне технологии. Лучше поговорим о сущности
этого монстра. Который, кажется временами, вовсе и не монстр. Ну нет в нём
испепеляющей ненависти. Нет ни одного кадра, где он плотоядно разрывает и
пожирает людей. Может, он получился немножко нелепым и очеловеченным потому,
что в резиновой шкуре двигается живой актёр?
Печальный неповоротливый исполин, которому помешали спокойно
спать на дне моря. Люди, зачем же вы его разбудили?
Комментариев нет:
Отправить комментарий